З нами  успішно, надійно, спокійно...


 




17 грудня 2024р. вийшов Інформаційний дайджест №12-6/2024*,  який містить коротку інформацію про останні зміни в законодавстві з питань підприємництва, оподаткування та обліку, а також комментарії фахівців Аудиторської фірми «Капітал Аудит» щодо актуальних змін в законодавстві та консультацій контролюючих органів.

 * Дайджест надається не менше 2-х разів на місяць клієнтам, які перебувають на консультаційним обслуговуванні у АФ "Капітал Аудит". Якщо  ваше підприємство  не є клієнтом АФ "Капітал Аудит", або не сплатило за отримані послуги за попередній або поточний місяці, та у разі  вашої зацікавленості темами дайджесту, пропонуємо придбати ці матеріали за окрему плату. Докладніше - за телефонами: (061) 213-17-45, (068) 701-04-71, (099) 296-55-95

 Пропонуємо також ознайомитися зі змістом дайджестів, наданих протягом:

листопада 2024 року

жовтня 2024 року

вересня 2024 року

серпня 2024 року

липня 2024 року

червня 2024 року

травня 2024 року

квітня 2024 року

березня 2024 року

лютого 2024 року

січня 2024 року

грудня 2023 року

листопада 2023 року

жовтня 2023 року

вересня 2023 року

серпня 2023 року

липня 2023 року

червня 2023 року

травня 2023 року

квітня 2023 року

березня 2023 року

лютого 2023 року

січня 2023 року

  грудня 2022 року

  листопада 2022 року

   жовтня 2022 року

   вересня 2022 року

   серпня 2022 року

  липня 2022 року

квітня-червня 2022 року


 


Статті

Выплаты мобилизованным

 Кабмин постановлением от 04.11.2015 г. № 911 внес изменения в Порядок выплаты компенсации предприятиям среднего заработка мобилизованных работников[1] (далее – Порядок № 105).

Основное изменение заключается в том, что действие Порядка № 105 распространяется теперь также на срочников и контрактников. В частности, в постановляющей части теперь указано, что Порядок № 105 распространяется на граждан Украины, которые начиная с:
1) 18 марта 2014 года были призваны на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период;
2) 8 февраля 2015 года были приняты на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введения военного положения;
3) 11 июня 2015 года были призваны на срочную военную службу, а также призваны на военную службу во время мобилизации, на особый период и подлежали увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту.
Норма о том, что компенсация выплачивается не больше одного года, исключена. Компенсация среднего заработка из бюджета осуществляется:
 
 
Работникам, призванным на срочную военную службу
на срок до окончания особого периода или до дня фактической демобилизации
Работникам, призванным на военную службу по призыву по мобилизации, на особый период
Работникам, которые были призваны во время мобилизации, на особый период и которые подлежали увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу по контракту
не более чем на срок заключенного контракта
 
Отчеты о фактических затратах для получения компенсации теперь могут заверяться либо районным (городским) военным комиссариатом, либо военной частью, которые осуществляли призыв работников на военную службу.
Изменения в Порядок вступили в силу 12.11.2015 г.
При этом Минсоцполитики очень оперативно (13.11.2015 г.) разместило на своем официальном сайте ( http://www.mlsp.gov.ua/ ) разъяснения относительно применения постановления КМУ от 04.11.2015 г. № 911.
Следует отметить несколько нюансов.
С учетом изменений, внесенный постановлением № 911 Порядок № 105 распространяется на граждан Украины, которые:
- начиная с 08.02.2015 г. были приняты на военную службу по контракту,
- начиная с 11.06.2015 г. были призваны на срочную военную службу либо продолжили военную службу на контракте после демобилизации.
Исходя из такой формулировки, к примеру, в отношении срочников, фактически, компенсация из бюджета может быть выплачена только по тем работникам, которые были призванные на срочную службу после 11.06.2015.
В то же время Минсоцполитики интерпретирует это иначе:
   «Обращаем внимание, что Законом Украины от 15.01.2015 № 116-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка прохождения военной службы и вопросов социальной защиты граждан Украины, которые проходят военную службу по особого периода» были внесены изменения в статьи 39 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе», согласно которым, начиная с 08.02.2015 за гражданами Украины, призванных на срочную военную службу, на срок до окончания особого периода, но не более одного года, сохранялось место работы (должность), средний заработок на предприятии, в учреждении, организации независимо от подчинения и формы собственности (за счет работодателя). 

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно вопросов социальной защиты граждан Украины, которые проходят военную службу по особого периода» от 14.05.2015 № 433-VIII внесены изменения в статью 39 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе», согласно которым, граждане Украины, призванные на срочную военную службу, на срок до окончания особого периода, пользуются гарантиями, предусмотренными частями третьей и четвертой статьи 119 Кодекса законов о труде Украины.
 
То есть, в соответствии с законодательством с 08.02.2015 указанной категории граждан средний заработок на предприятии сохранялся на общих основаниях, а начиная с 11.06.2015 предприятиям, учреждениям, организациям осуществляется компенсация этого заработка за счет государственного бюджета». 
То есть, по мнению Минсоцполитики, если, к примеру, работника призвали на срочную службу до 11.06.2015, то предприятие может получать компенсацию по такому работнику из бюджета, но только начиная с 11.06.2015.
Несколько спорным является подход Минсоцполитики о том, что начиная с 08.02.2015 за гражданами Украины, призванных на срочную военную службу, сохранялось место работы (должность) и средний заработок на предприятии (за счет работодателя). По нашему мнению, средний заработок и место работы должны сохраняться за срочниками начиная с 11.06.2015, когда соответствующие изменения были внесены в ст. 36 и ст. 119 КЗоТ.
Еще один важный момент, на который указывает Минсоцполитики в своем разъяснении:
  «Структурным подразделениям облгосадминистраций по вопросам социальной защиты населения с целью безусловного выполнения положений вышеупомянутого постановления Кабинета Министров Украины Минсоцполитики поручило организовать прием отчетов о фактических расходах на выплату компенсации среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву по мобилизации, на период, согласно приложению 1 к Порядку (в том числе за 2014) и обеспечение мероприятий по полному использования средств по бюджетной программе 2501350».

               Исходя из этого, предприятия могут подавать отчеты о фактических расходах на выплату среднего заработка по мобилизованным для получения компенсации за 2014 год.

Таким образом, на сегодняшний день ситуация с компенсацией среднего заработка выглядит следующим образом:
 
Категория работников
Обязанность работодателя по сохранению рабочего места и среднего заработка
Возможность получения компенсации из бюджета
Удержание НДФЛ, военного сбора и ЕСВ
 
работники, призванные на военную службу по мобилизации (до окончания особого периода или до дня фактической демобилизации)
+
+
 
работники, призванные на военную службу по мобилизации и оставшиеся после демобилизации работать по контракту (не более чем на срок заключенного контракта)
+
+
 
+ 1)
 
работники, призванные на срочную военную службу (до окончания особого периода или до дня фактической демобилизации)
+
+
 
+ 1)
 
1) в ст. 165.1.1 НКУ и п. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ речь идет о компенсационных выплатах из бюджета в пределах среднего заработка работникам, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.
Таким образом, до внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс, Закон о ЕСВ, у работодателей нет оснований не облагать НДФЛ, военным сбором и ЕСВ суммы среднего заработка «срочников» и «контрактников».

[1]Утвержден постановлением КМУ от04.03.2015 г. № 105
 
--
Елена Святун, аудитор, ООО АФ «Капитал Аудит»
 
 
Статья размещена 15.11.2015г.

 

 














Рекомендаційні листи клієнтів


Головна Публічність Статті Контакти

© ТОВ «АФ «Капітал Аудит» 2012-2023