Выплаты мобилизованным
Кабмин постановлением от 04.11.2015 г. № 911 внес изменения в Порядок выплаты компенсации предприятиям среднего заработка мобилизованных работников[1] (далее – Порядок № 105).
Основное изменение заключается в том, что действие Порядка № 105 распространяется теперь также на срочников и контрактников. В частности, в постановляющей части теперь указано, что Порядок № 105 распространяется на граждан Украины, которые начиная с:
1) 18 марта 2014 года были призваны на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период;
2) 8 февраля 2015 года были приняты на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введения военного положения;
3) 11 июня 2015 года были призваны на срочную военную службу, а также призваны на военную службу во время мобилизации, на особый период и подлежали увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту.
Норма о том, что компенсация выплачивается не больше одного года, исключена. Компенсация среднего заработка из бюджета осуществляется:
Работникам, призванным на срочную военную службу
|
на срок до окончания особого периода или до дня фактической демобилизации
|
Работникам, призванным на военную службу по призыву по мобилизации, на особый период
|
Работникам, которые были призваны во время мобилизации, на особый период и которые подлежали увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу по контракту
|
не более чем на срок заключенного контракта
|
Отчеты о фактических затратах для получения компенсации теперь могут заверяться либо районным (городским) военным комиссариатом, либо военной частью, которые осуществляли призыв работников на военную службу.
Изменения в Порядок вступили в силу 12.11.2015 г.
При этом Минсоцполитики очень оперативно (13.11.2015 г.) разместило на своем официальном сайте ( http://www.mlsp.gov.ua/ ) разъяснения относительно применения постановления КМУ от 04.11.2015 г. № 911.
Следует отметить несколько нюансов.
С учетом изменений, внесенный постановлением № 911 Порядок № 105 распространяется на граждан Украины, которые:
- начиная с 08.02.2015 г. были приняты на военную службу по контракту,
- начиная с 11.06.2015 г. были призваны на срочную военную службу либо продолжили военную службу на контракте после демобилизации.
Исходя из такой формулировки, к примеру, в отношении срочников, фактически, компенсация из бюджета может быть выплачена только по тем работникам, которые были призванные на срочную службу после 11.06.2015.
В то же время Минсоцполитики интерпретирует это иначе:
«Обращаем внимание, что Законом Украины от 15.01.2015 № 116-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка прохождения военной службы и вопросов социальной защиты граждан Украины, которые проходят военную службу по особого периода» были внесены изменения в статьи 39 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе», согласно которым, начиная с 08.02.2015 за гражданами Украины, призванных на срочную военную службу, на срок до окончания особого периода, но не более одного года, сохранялось место работы (должность), средний заработок на предприятии, в учреждении, организации независимо от подчинения и формы собственности (за счет работодателя).
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно вопросов социальной защиты граждан Украины, которые проходят военную службу по особого периода» от 14.05.2015 № 433-VIII внесены изменения в статью 39 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе», согласно которым, граждане Украины, призванные на срочную военную службу, на срок до окончания особого периода, пользуются гарантиями, предусмотренными частями третьей и четвертой статьи 119 Кодекса законов о труде Украины.
То есть, в соответствии с законодательством с 08.02.2015 указанной категории граждан средний заработок на предприятии сохранялся на общих основаниях, а начиная с 11.06.2015 предприятиям, учреждениям, организациям осуществляется компенсация этого заработка за счет государственного бюджета».
То есть, по мнению Минсоцполитики, если, к примеру, работника призвали на срочную службу до 11.06.2015, то предприятие может получать компенсацию по такому работнику из бюджета, но только начиная с 11.06.2015.
Несколько спорным является подход Минсоцполитики о том, что начиная с 08.02.2015 за гражданами Украины, призванных на срочную военную службу, сохранялось место работы (должность) и средний заработок на предприятии (за счет работодателя). По нашему мнению, средний заработок и место работы должны сохраняться за срочниками начиная с 11.06.2015, когда соответствующие изменения были внесены в ст. 36 и ст. 119 КЗоТ.
Еще один важный момент, на который указывает Минсоцполитики в своем разъяснении:
«Структурным подразделениям облгосадминистраций по вопросам социальной защиты населения с целью безусловного выполнения положений вышеупомянутого постановления Кабинета Министров Украины Минсоцполитики поручило организовать прием отчетов о фактических расходах на выплату компенсации среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву по мобилизации, на период, согласно приложению 1 к Порядку (в том числе за 2014) и обеспечение мероприятий по полному использования средств по бюджетной программе 2501350».
Исходя из этого, предприятия могут подавать отчеты о фактических расходах на выплату среднего заработка по мобилизованным для получения компенсации за 2014 год.
Таким образом, на сегодняшний день ситуация с компенсацией среднего заработка выглядит следующим образом:
Категория работников
|
Обязанность работодателя по сохранению рабочего места и среднего заработка
|
Возможность получения компенсации из бюджета
|
Удержание НДФЛ, военного сбора и ЕСВ
|
работники, призванные на военную службу по мобилизации (до окончания особого периода или до дня фактической демобилизации)
|
+
|
+
|
–
|
работники, призванные на военную службу по мобилизации и оставшиеся после демобилизации работать по контракту (не более чем на срок заключенного контракта)
|
+
|
+
|
+ 1)
|
работники, призванные на срочную военную службу (до окончания особого периода или до дня фактической демобилизации)
|
+
|
+
|
+ 1)
|
1) в ст. 165.1.1 НКУ и п. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ речь идет о компенсационных выплатах из бюджета в пределах среднего заработка работникам, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.
Таким образом, до внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс, Закон о ЕСВ, у работодателей нет оснований не облагать НДФЛ, военным сбором и ЕСВ суммы среднего заработка «срочников» и «контрактников».
[1]Утвержден постановлением КМУ от04.03.2015 г. № 105
--
Елена Святун, аудитор, ООО АФ «Капитал Аудит»
Статья размещена 15.11.2015г.
|